Страху и нежеланию вопреки
В качестве инвестора рассматривались три кандидата: итальянский «ФИАТ», немецкий «Фольксваген» и французский «Рено». Выбор на итальянцев пал не случайно. В те времена влияние коммунистов в Италии было весьма ощутимо, да и братские партии весьма стремились к укреплению дружбы. Уже в мае 1966 года было подписано соглашение о намерениях сотрудничества. Дальнейшее продвижение проекта остановилось из-за финансового вопроса. Государственный Банк Италии не захотел предоставить кредит Внешторгбанку по среднеевропейским процентным ставкам. Многочисленные переговоры ни к чему не приводили. Италия имела шанс заработать, а Советский Союз никак не хотел терять лишние деньги.Вот тут-то и было принято решение пойти на хитрость. Агентами контрразведки в нужных кругах была распространена информация, что Советский Союз из-за неуступчивости итальянцев намерен перезаключить договор, но уже с французским «Рено». Была запущена так же информация о якобы уже достигнутых предварительных соглашениях с Парижем. Провокация, как говорится, сработала. Рим пошел на уступки Москве. Сегодня доподлинно известно, что Франция даже не догадывалась о существовании подобных намерений. В конечном счете, в августе 1966 года, все документы, дававшие старт строительству автогиганта по производству современных легковых автомобилей, были подписаны. Так в апреле 1970 года миру явился первый советский ВАЗ 2101. Как уже было сказано, за прототип была принята модель «ФИАТ-124. Однако с конвейера в Тольятти сошла машина, в которой силами и трудом конструкторов, испытателей и инженеров было произведено более 270 изменений от итальянского образца. Здесь учитывались и отечественные дороги, и климатические особенности, и тогдашний уровень сервиса. Конструкционные изменения коснулись, практически, всех узлов и механизмов: от тормозной системы до кузовных деталей, от внутренней отделки до подвески. Пройдут годы и ВАЗовские модели обретут и более современный вид, и новые двигатели, и дополнительные опции, и любовь народа. А пока... Пока это были только первые шаги. И тогда это оказалось абсолютно правильным решением. Достаточно отметить, что сегодня, 40 - 50 -летние «копеечки» - далеко не редкость на наших дорогах, а вот встретить их предшественника - «ФИАТ-124» - задача архисложная.